Павел Черепанов: «Если не будет квалифицированных тренеров, то откуда возьмутся сильные футболисты?»

Байхожа Женис

Последний вход: 11.09.2017 21:59:53
Дата регистрации: 18.03.2015 12:35:53
Байхожа Женис Всем
Павел Черепанов: «Если не будет квалифицированных тренеров, то откуда возьмутся сильные футболисты?»


Совсем недавно известный российский портал sports. ru опубликовал статью «о тех, кому довелось жить и работать рядом с лучшим тренером России» (имеется в виду Курбан Бердыев). Несколько строк посвящено Павлу Черепанову – в частности, он назван « о дним из самых популярных методистов в российском футболе, по работам которого обучалось немало специалистов». После десяти лет плодотворной деятельности в штабе Бердыева заслуженный тренер РК вернулся на родину, в Алматы. Сегодня он занимается любимым делом – футбольной аналитикой и методологией. С ним мы и решили обсудить болезненную тему, касающуюся казахстанских тренеров.  

О том, что даже категория « PRO» - еще не гарантия высокой квалификации

- Павел Петрович, не секрет, что одной из главных проблем в нашей стране является острый дефицит квалифицированных тренеров. Причем это касается всех уровней – от детского футбола до профессионального. А раз нет хороших наставников, то не будет и сильных игроков – это аксиома. В то же время при ФФК есть технический центр, который занимается обучением тренеров, присуждением им различных категорий. Да и вообще, лицензированных тренеров у нас вроде бы немало…
- На мой взгляд, им нужны, прежде всего, знания по практической специализации, и именно этому должен отдаваться приоритет в процессе обучения. Есть факты, причем далеко не единичные, когда тренеры с лицензиями «А» и даже «PRO» (это как бы высшая степень  квалификации, позволяющая без каких-либо ограничений работать в любом европейском клубе, а применительно к Казахстану возглавлять команду премьер-лиги прим. авт.) не могут правильно спланировать даже недельный тренировочный микроцикл, не говоря уже о всем периоде подготовки к сезону. Причем здесь я имею в виду не только отечественных тренеров.
- Приглашенных из-за рубежа это тоже касается?  
- И их в том числе. В высшем дивизионе чемпионата Казахстана выступают 12 команд, и 10 из них сегодня возглавляют иностранцы. Они «подводят» футболистов к сезону таким образом, что последние уже ко второму-третьему туру сталкиваются с проблемами, связанными с функциональным состоянием. Это не только мое наблюдение, так считают практически все специалисты. Да и анализ недавних матчей национальной сборной Казахстана с командами Кипра и Армении подтверждает такие выводы. Лишь к шестому-седьмому туру, за счет игровой практики, футболисты начинают выходить на более или менее приемлемые физические кондиции.
На эту тему можно порассуждать. Еще несколько лет назад в регламенте Профессиональной футбольной лиги Казахстана (ПФЛК) содержался пункт, обязывающий главных тренеров предоставлять план подготовительного периода, а также протоколы тестирования физических качеств игроков. Это было одним из условий прохождения сертификации и допуска к участию в чемпионате.
Причина, по которой из регламента убрали данный пункт, вызывает недоумение. Оказывается, тайные агенты из других клубов могут узнать о передовых методиках, применяемых в наших командах, а затем использовать их в своих корыстных целях (?). Полноте, господа! Если и есть что скрывать, так это убогий учебно-тренировочный процесс. Например, сейчас многие тренеры придерживаются мнения, что достаточно планировать только недельный цикл. Слов нет, это важный момент, но в данном случае напрашивается такая аналогия: даже из хороших кирпичей можно сложить кривую стену, которая просто развалится.
Чтобы поднять уровень подготовленности игроков национальной сборной к официальным матчам, которые проводятся ежегодно в марте, федерации не надо искать черную кошку в темной комнате. Верните в регламент упомянутый пункт – и сразу станут понятны как квалификация тренеров, так и уровень готовности футболистов к сезону. Нужно только организовать объективный контроль за выполнением этих требований. Кто его должен осуществлять? Здесь тоже ничего придумывать не надо: есть технический департамент ФФК, научный консультант федерации г-н Ким плюс специалисты технического центра в Талгаре.

О том, почему у нас нет футболистов-личностей

- Кстати, совсем недавно вас пригласили в этот самый технический центр выступить перед группой тренеров. Это ваш дебют в качестве преподавателя?  
- Опыт преподавания у меня был и раньше – небольшой, но интересный. Директор Высшей школы тренеров (московская ВШТ, из стен которой в свое время вышли все лучшие футбольные тренеры СССРприм. авт.) Андрей Лексаков приглашал меня читать лекции по силовой подготовке и планированию подготовительного периода. Это происходило в течение нескольких лет, обычно в январе, на турецких сборах «Рубина», которые совпадали по срокам с практическими занятиями слушателей ВШТ.
- Насколько мне известно, технический центр ФФК редко привлекает к такой работе казахстанских специалистов…
- Не могу это комментировать, поскольку не располагаю объективной информацией. Поэтому скажу только про себя: директор центра Кайрат Адамбеков несколько раз приглашал меня для чтения лекций. Мне это было интересно. Надеюсь, слушателям тоже.
- Но Адамбекова там уже нет…
- Да, он перешел на другую работу. Сегодня центр находится в стадии становления, туда пришли другие люди, достаточно амбициозные, у которых есть свое видение того, как должно быть организовано обучение тренеров.
- И какой была тема вашей лекции?
- Речь шла об эффективных методах тренировки. А тема называлась «Развитие и совершенствование игрового мышления в процессе обучения атакующим действиям». Этой проблематикой я занимаюсь давно – вместе с Виктором Катковым и Андреем  Костогрызовым, который руководил группой комплексного контроля в «Цесне» и «Кайрате».
-   А вообще, обучение ведется по какой-то конкретной программе? Кто ее составляет?
- Для каждой категории слушателей, в зависимости от того, на какую категорию они обучаются («PRO», «А», «В»), существуют определенные минимальные требовании по темам лекций, семинаров и практических занятий.
Например, программа обучения тренеров на категорию «А» обязывает рассмотреть метод «направленных открытий». Суть его станет понятной, если я приведу китайское изречение: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».  В этой лаконичной, но емкой фразе содержится главный принцип науки о воспитании.
Вот, по-вашему, на каком этапе находится сегодня наша футбольная педагогика?
- Не знаю…
- Она находится на втором этапе: «Покажи мне – и я запомню». На тренировках наших команд слишком много времени уделяется «зубрежке» – это когда используются упражнения, которые по своей структуре и интенсивности далеки от того, что происходит непосредственно во время матчей. Поэтому цель моей лекции – рассказать, а в ходе практического занятия показать, как провести тренировку с использованием специализированных упражнений, которые направлены на развитие игрового мышления футболистов.
Что касается третьей, последней, части китайского изречения («Дай мне действовать самому – и я научусь»), то она не про нас. Во-первых, как я уже сказал, мы постоянно занимаемся «зубрежкой». Во-вторых, на молодых футболистов оказывается чудовищное давление с применением ненормативной лексики. Если кто-то сомневается, то советую ему сходить на турнир с участием команд центров подготовки – уверен, его словарный запас существенно пополнится. Наконец, в-третьих, молодым футболистам фактически запрещают принимать самостоятельные решения как на тренировках, так и в ходе матчей.
В результате за последние 25 лет мы не воспитали ни одного игрока, который мог бы выступать за европейские или хотя бы за сильные российские и украинские клубы. Тогда как в прошлом таких футболистов было много: Александр Хапсалис («Динамо, Киев), Евгений Яровенко, Эдуард Сон, Антон Шох (все – «Днепр»), Владимир Кисляков, Фарид Хисамутдинов, Геннадий Штромбергер (все – ЦСКА), Сергей Стукашов, Сергей Тимофеев (оба – «Динамо», Москва), Сергей Волгин («Спартак», Москва), Виктор Катков («Таврия»), Владимир Нидергаус, Сергей Жуненко (оба – «Ротор»), Вячеслав Маркин («Локомотив», Москва), Виталий Абрамов («Шахтер», Донецк) и другие. Некоторые из них, а также Сеильда Байшаков, Фанас Салимов, Сергей Квочкин, Вахид Масудов играли за национальную, олимпийскую, молодежную и юношескую сборные СССР, в том числе и в официальных матчах, а это уже очень высокий уровень.

О неприкаянных молодых тренерах

- То есть это напрямую связано с квалификацией наставников?
- Безусловно. Есть такое выражение: «Воспитайте тренера, а тренер воспитает игрока». Футболистов, которых я назвал, могли вырастить только настоящие Тренеры – именно так, с большой буквы. Это Аркадий Хохман, Михаил Путинцев, Борис Лях, Виктор Ярышев, Евгений Ротт, Виктор Плясунов, Леонид Остроушко, Виктор Катков, Анатолий Калибердин, Анатолий Жидкеев, Владимир Фомичев, Станислав Каминский, Тимур Сегизбаев, Борис Каретников, Владимир Котляров, Виктор Веретнов, Анатолий Ромко. Прекрасная плеяда!
Нельзя не отметить и Курбана Бердыева, становление которого как тренера происходило в Казахстане. Вот только реализовал он свой потенциал в России.
   Раз речь зашла о воспитании тренера и формировании его профессиональных качеств, то считаю важным затронуть еще одну проблему, на которую мало кто обращает внимание.   Принцип «Дай мне действовать самому – и я научусь» относится не только к игроку, но и к тренеру. Только я бы немного изменил фразу: «Если не буду действовать самостоятельно – не научусь». Хотелось бы, чтобы руководители клубов взяли это на заметку.
Сегодня в центрах подготовки, существующих при командах премьер-лиги и призванных работать с их ближайшим резервом, есть уже расписанные по возрастам программы обучения. Да, это хорошо, но только до определенного момента. Тренер, приходя на работу, берет готовый конспект и проводит тренировку строго по нему. И так из года в год. Еще ему говорят, что он должен строить игру своих подопечных на тех же принципах, каких придерживается основной состав. Но в Казахстане главные тренеры команд (что в премьер-лиге, что в первой лиге) меняются очень часто, многих убирают уже через год. И вот приходит новый человек с другими взглядами на футбол, но с тем же требованием: «Делай как я».
Вывод напрашивается сам собой: «зубрежка» и давление тормозят развитие игрока как футболиста и как личности, а готовые конспекты и такое же давление, но уже на тренера, не позволяют последнему творчески подходить к процессу обучения и соответственно расти в профессиональном плане.
- Полагаю, не все разделяют это мнение…
- В таком случае у меня вопрос к оппонентам: много ли в казахстанском футболе молодых тренеров, которым сегодня можно доверить команду премьер-лиги? Лично я могу назвать только двоих – Григория Бабаяна и Александра Шатских. Первый самостоятельно готовил «Астану» к сезону 2013-го и после первого круга передал команду, которая на тот момент лидировала в чемпионате, Станимиру Стойлову. Второй практически руководил подготовкой молодежной команды «Кайрата», которая в прошлом году выиграла турнир в своем дивизионе и завоевала право выступать в первой лиге.
А если брать в целом, то удел сегодняшних молодых тренеров – расставлять фишки или, в лучшем случае, проводить разминки. Существует расхожее мнение, что рядом с зарубежными специалистами, которые возглавляют подавляющее большинство наших команд, участвующих в чемпионате, они набираются опыта. Это утопия! Нет там условий дл профессионального роста казахстанских тренерских кадров. Хотя бы потому, что все ключевые позиции в командах заняты иностранцами.
 Сейчас стало модным выставлять в негативном свете советскую спортивную науку, практику и наставничество. Но жизнь опровергает это заблуждение конкретными примерами. В «Кайрате» во времена Союза работали очень известные тренеры: Всеволод Бобров, Александр Севидов, Александр  Келлер, Алексей Гринин, Артем Фальян, Игорь Волчок, которые передавали свои знания и умения тогда еще молодым Тимуру Сегизбаеву, Леониду Остроушко, Станиславу Каминскому, Евгению Кузнецову. В «Кайрате» того периода была творческая атмосфера, футболисты принимали активное участие в тренировочном процессе. Застрельщиками выступали Сергей Стукашов, Евстафий Пехлеваниди и Курбан Бердыев. Они придумывали различные комбинации в атаке и при розыгрыше стандартных положений.
- Вернемся к вашей лекции в техническом центре. Вы упомянули, что она сопровождалась практическим занятием. В нем были задействованы воспитанники какого-то клуба?
- С организаторами курсов было заранее оговорено, что в роли учащихся выступят сами слушатели, то есть тренеры. Так они лучше поймут методику, направленную на развитие оперативного, или игрового, мышления. Специалисты знают, что степень эффективности оперативного мышления проявляется в быстроте и точности решений, принимаемых в тех или иных игровых ситуациях. Это то самое качество, которое определяет технико-тактическое мастерство футболистов. Здесь можно провести аналогию с умением управлять автомобилем на городских либо сельских дорогах. В ходе матча игрок попадает в разные по сложности игровые ситуации и находит решение с помощью технических приемов. Это примерно то же самое, как при чтении человек узнает слова. Порой удивляешься: почему наши футболисты «читают» игру как первоклассники – по слогам?
 По моим ощущениям, тренерам занятие понравилось. Остается надеяться, что полученные знания помогут им в практической работе.
- В прошлом году вы работали в структуре алматинского «Кайрата», но сейчас вас там уже нет. Что случилось?
- Все просто: в клуб пришли другие люди.
- Спасибо за содержательные ответы. Надеюсь, что затронутые в этой беседе темы будут интересны как футбольным специалистам, так и болельщикам.